Сыну три года. После осмотра у стоматолога получил в подарок плакат с наклейками. На плакате герои любимого мультфильма — ребенок счастлив. Долго его рассматривал, показывал всем и рассказывал, где какой герой и как кого зовут.
Проходит полдня, сын решает, что нужно разрезать плакат, чтобы все герои были отдельно. Я удивляюсь и уточняю, что, возможно, склеить назад так, как было, уже не получится. Плакат целым уже не будет.
Кивает, но уже твёрдо решил и ищет ножницы.
У меня два варианта: разговаривать дальше или отступить и позволить ему сделать так, как он решил, и дать прожить последствия своего решения. Я выбираю второй и наблюдаю, как после того, как герои отрезаны, нарезка плаката продолжается и кусочки становятся всё мельче. Снова вслух обращаю внимание на то, что, если разрезать плакат на мелкие части, обратно целым он не станет.
Сын разрезал большую часть листа на лапшу, порадовался мелким кусочкам и немного поиграл с оставшимися несколькими крупными.
И всё. Расстройства по поводу «испорченного» плаката не случилось. Мои опасения не сбылись. А ребенок проявил волю, сделал выбор и реализовал своё решение. Это ценный опыт.
А вот если бы я продолжала настаивать или вовсе забрала плакат, «чтобы не испортил», урок был бы такой: я вроде получил подарок, но не владею этой вещью и не могу ей распоряжаться, мои желания не важны.
Согласитесь, сбивает с толку.